Влияние Отечественной войны 1812 года на мировоззрение Батюшкова было исключительно значительным. Поэт был сильно возбужден этой войной и испытал глубокий патриотический прилив. Однако, он также был потрясен ужасами, которые принесли французы на русскую землю, особенно увидев мрачные картины полей, усеянных трупами после битв. Даже в ранних стихотворениях Батюшкова можно обнаружить тему смерти, однако после войны он окончательно отверг философию, которая призывала наслаждаться земными радостями, поскольку она противоречила самому ходу истории. Всего за короткий период времени его многолетние идеалы рухнули, и он столкнулся с реальностью, которую раньше пытался уклониться от нее, утопая в мире своих мечтаний. В письме к Вяземскому Батюшков признается, что шестнадцать месяцев войны сделали его душу пустой и безнадежной.
В 1817 году было опубликовано собрание сочинений Батюшкова под названием «Опыты в стихах и прозе», включающее элегию «К другу», написанную в 1815 году. В этой элегии поэт задает вопросы о вечных философских проблемах. Уже в первых строках заявлена тема: «Скажи, мудрец младой, что прочно на земли? Где постоянно жизни счастье?»
К 1815 году душевный кризис Батюшкова усилился из-за личных неудач и разочарований. Он начал искать утешения в религии и стал ближе к Жуковскому. Это отразилось на многих его произведениях, включая элегию. В ней ярко прослеживается попытка Батюшкова разрешить свои внутренние конфликты в религиозной сфере. Он также использует мистические мотивы, характерные для Жуковского. Присутствуют отсылки к творчеству Василия Андреевича, как на уровне образов, так и на уровне идей. В элегии «К другу» Батюшков называет земное существование человека «ризой странника», что является аллюзией на его стихотворение «Путешественник» 1809 года.
Лирический герой элегии утверждает, что радости жизни мимолетны. Дом, который когда-то приносил счастье, исчез в буре бед. Место, на котором он стоял, поросло крапивой. Рассказывается о угасании женской красоты, примером служит Лила, которая вызывала восхищение у мужчин, но потом умерла в страданиях. Лирический герой находит спасение в религии и в конце концов отказывается от земной жизни, «возносясь духом в лучший мир».