Родина, стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского, прекрасно иллюстрирует элегическую поэзию эпохи Пушкина. Молодой поэт, испытывающий тяготы военной службы, в своих мыслях возвращается в родные края и передает читателю классические картины русской жизни XIX века.
Это произведение было написано в 1821 году, когда автору было всего 21 год. Баратынский был унтер-офицером пехотного полка и чаще писал на французском, нежели на русском. Однако, он сталкивался с трудностями, включая исключение из Пажеского корпуса. Тем не менее, это не помешало его литературному развитию. Полк, в котором он служил, был размещен в Финляндии, где северная природа пробуждала в нем знакомые образы и лица, которые он знал с детства.
По своему жанру, «Родина» представляет собой элегию и пейзажную лирику. Стихотворение написано шестистопным ямбом с смешанной рифмовкой. Оно не разделено на строфы и состоит из двух частей: первая описывает беды и печали прошлого, а вторая мечтает о мирной сельской жизни. Главным героем является сам поэт.
Строфа выразительна, энергична и виртуозна, она буквально источает восклицательные знаки. Жизнелюбие молодого поэта разгоняет все тучи в пейзаже его родных мест, и он видит свое будущее не на поле сражения или в великосветских салонах, а в мирной сельской работе рядом с семьей. Он даже видит своего далекого правнука, гуляющего в лесочке, который посадил сам поэт. Интересно отметить, что в дальнейшем Баратынский реализовал свои мечты на деле.
Лексика стихотворения возвышенна, иногда архаична, но живая и понятная. Присутствуют простые и живописные эпитеты, такие как «мирные», «суетные», «прилежные», «сладчайшие», «усердные», «роскошные». В стихотворении много риторических восклицаний и обращений: «о дом отеческий!», «родные небеса!», «о подвиг благостный!». Встречаются аллегории, например, «богиня пажитей признательней фортуны!» (что означает, что труд на земле вознаграждает труженика, в то время как удача лишь обещает, но ничего не дает). Есть сравнение: «как в пристани пловец». Повторы также используются: «пускай, пускай». Использование двойного отрицания усиливает эмоции: «нет, нет». Упоминается инструмент — цевница, который является атрибутом поэтов с древности. В стихотворении пронизываются мысли о родине, патриархальном образе жизни и неразрывной связи с Богом: «я вернусь к вам, домашние иконы!»