В.И.Суриков - Утро стрелецкой казни (сочинение по картине)



Услышав название картины, в воображении предстает картина казни стрельцов, но на полотне мы видим не казнь, а только подготовку к ней показывает художник. Перед нами Красная площадь, куда привезли приговоренных на казнь. Еще только раннее утро, стоит туман. Те, у которых сегодня последнее утро одеты в белые рубахи, в руках у них похоронные свечи, за ними Храм Василия блаженного. Мы видим много разных людей, тех, кого мы видим, Суриков писал с натуры, например, длиннобородого человека с красным кафтаном он писал со своего дяди, а рыжебородого стрельца он писал с гробовщика, которого когда-то видел на кладбище. Он покорил художника своим видом, он не сдавался и был очень силен духом, он всегда боролся с проблемами, выпадавшими на его долю, и никогда не отчаивался, это хорошо читается по его образу. Справа сам Петр он горд, величав и приковывает внимание, на лице можно прочитать чувства, которые он испытывает к бунтовщикам. У Петра всплывают детские воспоминания.
Царевна Софья перед приходом к власти удалила Петра в село Преображенское, а перед этим стрельцы жестоко расправились с родственниками Петра. Девятилетнего мальчика вывели на крыльцо и на его глазах разбушевавшиеся стрельцы срубали головы, сажали на кол родственников Петра и приближенных людей, которых он знал буквально с ранних лет. Все это Петр припомнил стрельцам.
В 1697 году Петр отправляется в Европу к нему пришло известие, что стрельцы устроили новый бунт и восстание, они несколько месяцев не получают жалование и не довольны реформами, хотят вернуть на трон Софью. Петр возвращается назад, к моменту его возвращения восстание было подавлено, но он на этом не упокоился, он снова начинает расследование, начинаются допросы, благодаря выбитым показаниям 700 человек было казнено.
На лицах осужденных ярко изображена боль, печаль и безысходность, они понимают, что это последние минуты их жизни, кто-то из них прощается с женами, кто-то с детьми. У многих стрельцов опущены головы, они в отчаянии, некоторые не скрывают эмоций и плачут, закрывая лицо руками. Справа изображен государь и его приближенные, на их лицах надменность, осуждение. Им нисколько не жалко этих людей. Вся картина пропитана скорбью и печалью, на картине преобладают темные и мрачные тона. Картина вызывает сочувствие и жалость к осужденным.
